Т-Банк в рамках аналитического проекта T-Data изучил, как россияне старше 55 лет осваивают покупки и платежи в онлайне, сообщается на сайте банка.
Основные выводы:
Россияне старше 55 лет стали чаще покупать в интернете. За шесть лет количество покупок в этой категории выросло в 2,4 раза, объем покупок в денежном выражении ― в два раза.
Доля россиян старше 55 лет, покупающих на маркетплейсах, выросла за шесть лет более чем в четыре раза ― до 65%.
Москва и Санкт-Петербург лидируют по доле онлайн-покупок у старшего поколения ― 28% и 23% соответственно.
Среди нестоличных регионов по доле онлайн-покупок лидирует Астраханская область, а в денежном выражении ― Новгородская область.
Исследование основано на обезличенных данных транзакций клиентов Т-Банка за шесть лет — с 1 января 2019 года по 30 июня 2025 года.
Старшее поколение сокращает разрыв
Старшее поколение активно осваивает покупки и оплаты в онлайне. В I полугодии 2025 года у людей старше 55 лет онлайн-транзакции занимают 19% от общего числа покупок. Это в 2,4 раза больше, чем шесть лет назад, в I полугодии 2019 года.
В денежном выражении доля онлайна за тот же период выросла в два раза — до 36%.
Молодое поколение покупает в онлайне больше, чем старшее, но люди 55+ с большей скоростью осваивают онлайн-покупки. У покупателей моложе 55 лет доля покупок в онлайне за указанный период выросла по количеству с 16% до 26%, а в денежном выражении — с 28% до 44% (рост в обоих случаях в 1,6 раза).
В Москве у людей 55+ доля покупок в онлайне — 28% по количеству, в денежном выражении — 43%. В Санкт-Петербурге доля покупок в онлайне среди старшего поколения — 23% по количеству, в денежном выражении — 40%.
Маркетплейсы
В I полугодии 2025 года 65% россиян старшего поколения, покупающих онлайн, совершали покупки на маркетплейсах ― рост более чем в четыре раза по сравнению с I полугодием 2019 года.
Доля покупающих на маркетплейсах среди людей моложе 55 лет растет не так быстро ― за шесть лет она выросла в 2,4 раза, с 36 до 87%.
Доставка еды и продуктов
В I полугодии 2025 года онлайн-доставку продуктов (e-grocery) заказывали 13% людей старше 55, тогда как в I полугодии 2019 года их было меньше 1%. За этот период выросла и доля людей старше 55, заказывающих онлайн готовую еду (e-food) — с 1% до 6%.
Пятая часть (21%) представителей старшего поколения в Москве и Московской области заказывает продукты онлайн. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области их доля составляет 17%. В других городах-миллионниках люди 55+ заказывают доставку продуктов почти вдвое чаще (14%), чем в городах с меньшим населением (8%).
Путешествия, развлечения и одежда
Старшее поколение стало реже покупать авиабилеты онлайн: доля людей 55+, покупающих билеты онлайн, снизилась с 11% до 7% за шесть лет. На это повлияли пандемия и санкционные ограничения.
Люди 55+ стали чаще оформлять онлайн-подписки на книги, онлайн-кинотеатры и обучающие курсы. Доля выросла с 1% в I полугодии 2019 года до 17% в I полугодии 2025.
Меньше всего представителей старшего поколения покупает в онлайне косметику (3%), одежду и обувь (2%) — эти товары чаще приобретают на маркетплейсах, чем на отдельных сайтах.
ЖКУ, интернет и мобильная связь
Люди старше 55 активно переходят на онлайн-оплату регулярных бытовых счетов — в жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), интернета и мобильной связи.
В первом полугодии 2025 года Санкт-Петербург и Ленинградская область ― лидеры по доле людей старшего поколения, оплачивающих эти услуги в приложении или в личном кабинете на сайте банка ― 42%. На втором месте ― Москва и Московская область (40%), затем другие города-миллионники (40%) и другие города (33%).
Онлайн-банкинг
Чаще всего старшее поколение обращается в поддержку банка, чтобы отменить или оспорить платежи или переводы в депозитных продуктах (например, переводы с карты на карту, со счета на счет или на карту). По вопросам ошибочных или ненамеренных операций обращаются 31% клиентов старшего поколения, из-за проблем с подписками и услугами — 19%, по вопросам возврата средств и товара — 15%.